Брекеты: это больно, или нет?

24.10.2018

8 советов: как снять боль от брекет-систем, которые точно помогут!

Брекеты и боль – неразлучны. Ортодонтические конструкции насильно смещают зубы из привычного для них положения в правильное. Этот процесс иногда бывает достаточно дискомфортным.

Но все не так страшно. Наиболее неприятные ощущения сохраняются первые несколько дней. Их выраженность стихает по мере того, как пациент привыкает к системе. А если знать способы, как облегчить состояние, формирование красивой улыбки будет максимально удобным и безболезненным.

Болят зубы от брекетов: 3 основные причины:

Существует три основные причины, по которым от ортодонтических устройств ноют челюсти. Это воздействие дуги на единицы и натирание слизистой ротовой полости элементами системы.

• Давление дуги.

Брекет-системы перемещают зубы за счет главного элемента – силовой дуги. Это тонкая металлическая проволока с памятью формы, которая давит на зуб и сдвигает его на физиологически правильное место.

Остальные детали – замочки, лигатуры, кольца – вспомогательные. Их главная функция – фиксировать и удерживать силовую проволоку.

Именно перемещение корней вызывает наиболее интенсивные по боли ощущения. Зуб буквально прокладывают себе путь в костных и мягких структурах. Процесс сопровождается резорбцией (разрежением) тканей с одной стороны и их уплотнением с другой. Поэтому и возникает боль.

• Раздражение слизистой рта после установки брекетов

Основной деталью в брекетах, которая травмирует слизистую оболочку – замочки. Это специальные скобы. Они крепятся к эмали и оснащены пазами, в которых фиксируется дуга.

Элементы выступают на несколько миллиметров, а их края, как бы ни старались производители, не могут быть идеально ровными. Поэтому язык, внутренняя сторона губ и щек часто натираются.

Ощущения выраженные, но «брекетоносец» быстро обучается осторожно обращаться с деталями, а слизистая со временем немного ороговевает (уплотняется). И дискомфорт сходит на нет.

• Чрезмерное давление.

Если ортодонт слишком туго затянул проволоку, единицы будут испытывать повышенную нагрузку.

• Травмирование краями дуги.

Ее обычно загибают за последними молярами. Но если этого не сделать, проволока слишком длинная или выбилась из паза, она будет царапать щеки. То же самое происходит при поломке аппарата. Разрыв лигатуры, отклеивание скоб нарушают целостность конструкции, и ее детали начинают раздирать полость рта.

Боли, дискомфорт при установке брекет-системы:

Сильная боль во время фиксирования конструкции не возникает. Процедура длится 2 – 3 часа. Во время нее ортодонт позиционирует замочки на эмали на специальный адгезив (бонд), фиксирует проволоку и активирует устройство. Все, что будет чувствовать человек, небольшой натиск.

Дискомфорт может быть связан с:

• длительным пребыванием в одной позе с открытым ртом – от этого затекают мышцы лица, шеи и спины;
  • установленным роторасширителем – он нужен, чтобы получить хороший обзор и беспроблемный доступ, но может натирать уголки губ и приводить к их пересыханию;
  • активацией брекетов – сразу после нее начинается выравнивание прикуса, возникает давление.

Ощущения не очень выражены, их придется просто перетерпеть. Единственное, что можно сделать – смазать перед манипуляцией губы и область вокруг них жирным кремом и гигиенической помадой. Так больной предотвратит избыточное пересыхания кожи и появление на ней трещинок.

Самый сложный период – первая неделя, как снять боль?

Самая интенсивная боль характерна после установки брекет-системы и при смене дуги. Это нормальное состояние, которое пройдет к концу недели. в первые дни кушать только полужидкую пищу комнатной температуры – соки, йогурты, кисели, детские пюре;

• принять анестетик или нестероидное противовоспалительное средство – «Ибупрофен», «Найз», «Кетонал», «Парацетамол»;
  • использовать местноанестеризующие препараты с лидокаином – «Холисал гель», «Дентинокс», «Камистад»;
  • скушать мороженное или выпить прохладную воду – холод снизит интенсивность ощущений;
  • если проволока повреждает щеку, необходимо попросить стоматолога обрезать и загнуть ее;
  • когда дискомфорт вызван избыточным давлением, нужно обратиться к врачу, чтобы он его ослабил;
  • при поломке навестить ортодонта – он заменит детали и откорректирует систему.

Если боль слишком интенсивная, отдает в голову и шею, надо срочно посетить клинику. Специалист выявит и устранит причину.

Последний этап в ношении брекетов – безболезненный!

В конце коррекции прикуса ничего болеть не должно. Новая улыбка уже почти готова, и последние месяцы ношения нужны, чтобы успели окончательно сформироваться костные структуры. Снимают брекеты абсолютно безболезненно. Единственное, может возникнуть гиперестезия – чрезмерная чувствительность эмали. Она развивается из-за микротрещин, которые появляются при ношении аппарата.

Чтобы снять гиперестезию, проводят реминерализацию и фторирование.

8 советов, как уменьшить боль от брекет-систем:

На протяжении всей коррекции придерживаются общих правил, которые предотвращают дискомфорт. Необходимо:

1. Отказаться от твердых, жестких, липких, вязких продуктов – из-за них усиливается натиск на конструкцию и корни, могут сломаться детали;
  2. Чистить зубы после каждого приема пищи флоссом, ортодонтическими щетками и ершиками;
  3. Не употреблять кислотосодержащую еду – соки, компоты, рассольники и т.д., такие продукты раздражают и без того травмированную слизистую;
  4. Заклеивать сильно выступающие части брекетов ортодонтическим воском – он предотвратит травмы;
  5. Не кушать горячее с холодным – перепады температур приводят к повышенной чувствительности и могут разрушить адгезив;
  6. Не курить – сигаретные смолы оседают на эмали, провоцируют воспаление и кровоточивость десен;
  7. Своевременно корректировать аппарат у ортодонта – так лечение пройдет комфортно и быстро;
  8. Регулярно проводить профессиональную чистку в стоматологии – она предотвратит развитие гингивита и кариеса.

Исправление прикуса кажется испытанием. Но на деле все проще. Сильная боль появляется лишь в первые дни после фиксации брекетов и замены силовой дуги. Уже через несколько недель пациенты осваиваются и легко переносят все ограничения.